10 октября, 2017

МЕЧТА БЕЗ СРОКА ГОДНОСТИ

Стоунхендж — одно из самых древнейших сооружений планеты, внесенное в список Всемирного наследия. О нем слагали легенды, пытались разгадать тайну его происхождения, выстраивали вокруг груды камней невероятные теории... А для меня это место — мечта ребенка, увидевшего загадочную картинку в компьютерной игре и старенькой экциклопедии...


Детские мечты — глобальные, а порой наивные. Мы хотим слетать в космос, стать принцем или принцессой, получить в подарок миллион шоколадок, изобрести вакцину от посещения школы, завести себе щенка... Что-то исполняется, что-то нет, чаще — стирается из памяти. Размышления, размышления... Я поворачиваю голову и смотрю в окно, где на горизонте прорисовываются каменные руины — Стоунхендж. И тут меня осенило — почти двадцать лет спустя я осуществила свою детскую мечту... 

Мне было шесть или семь лет, когда у меня появился первый компьютер. Как сейчас помню этот огромный и шумный процессор с монитором, который нынче владельцу Macbook Air кажется огромным астероидом, упавшим из параллельной вселенной. Но он у меня был — мой первый комп. И я считалась самой крутой девчонкой сначала в детском саду, а потом и в школе. Все мне завидовали, а родители привозили из поездок в соседнюю область игры. Были разные: бродилки, познавательные, развлекательные... Но моим фаворитом была Розовая пантера. Наверное, потому что я была девочкой-девочкой и мне нравилось все розовое. Суть игры-квеста — помочь тайному агенту спасти детский лагерь ''Звонкое Эхо-хо'', где собрались школьники из разных стран. Задания были жутко увлекательные и интересные.

Я почему-то запомнила ту часть игры, когда розовохвостого Джеймса Бонда отправили на спецзадание в Англию. Был там и рисованный Лондон, и шпиль Биг Бэна, и педантичная леди, и джентельмен, обожающий проводить время в пабах. В общем, все по стандарту. А потом Пантеру закинуло в какие-то каменные развалины. Как оказалось — Стоунхендж. «Клево!» - подумала семилетняя я, получив вскоре в подарок старенькую энциклопедию для почемучек. Удивительно, но именно в ней до сих пор самые помятые и засаленные страницы, рассказывающие про каменное сооружение в графстве Уилтшир. Почему меня так влекло это место? Я не знаю до сих пор, но это забавно — ощущать себя победителем, внутри которого тот самый ребенок прыгает от счастья. 


Кхе-кхе, мое длинное лирическое отступление закончилось. К повествованию возвращается свидетель прекрасного, заткнувший своего слишком сентиментального романтика. Как многие знают, за последние полгода мне удалось дважды побывать в Англии — в апреле и сентябре. И если в первую поездку нужно было оббежать необбегаемое, то во вторую мы позволили включить себе лайт-режим, вообразив себя немного местными (выучив пару маршрутов и отрепетировав типа британский английский). И для начала немного вводной и полезной информации про камушки. 

КОГДА ЕХАТЬ

По советам местных, лучше летом или осенью, когда стоит максимально комфортная погода. Весной нас отговорили от поездки, пугая сильными ветрами. Но питерцы, привыкшие к бесконечной борьбе и диагональной ходьбе против ветра с Финского, сначала навострили лыжи — мол, нас этим не испугаешь. Однако времени на дополнительные поездки не хватало катастрофически. Отложили до лучших времен. Со второй попытки нам все-таки удалось добраться до Стоунхенджа, но равнинная местность не баловала нам мягким морским бризом. Приготовьтесь, что будет дуть и сносить с ног, а также срывать скальп с головы. Ловите волосы и утепляйтесь, отправляясь поглазеть на археологический памятник. Дует тут прилично в любое время года. 


КАК ДОБРАТЬСЯ

Тут два варианта: на машине или с экскурсией на комфортабельном автобусе. Первый вариант для людей без прав и туристов категории руссо не катит, второй — наиболее удобный. Билеты в комплекс с трансфером из Лондона и обратно можно купить на автовокзале Victoria, расположившегося рядом в железнодорожным вокзалом. Стоимость экскурсии — порядка 50 фунтов стерлингов. Время в пути — два часа в одну сторону и два обратно. По пути можно поглазеть на великолепную архитектуру города и сияющие витрины дорогих бутиков. 

Общественного транспорта, типа рейсового автобуса, как такового не существует. Можно добраться сначала на одном до точки А, потом до точки В, но в конечном итоге ехать до самого Стоунхенджа придется либо на своих двоих, либо на кебе. Вопрос: оно вам надо? Трансфер ''ол инклюзив'' и юморной водитель, мочивший всю дорогу шуточки про англичан, — вот что я люблю! И вам советую.


ЧТО СМОТРЕТЬ

Камни. Собственно, те самые легендарные камни в виде кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Как только веселый автобус привез нас на станцию, похожую на приличную заправку с сувенирчиками по баснословным ценам, местные управленцы фасуют всех вновьприбывших по миниавтобусам, которые везут к месту ИКС. Всем предварительно выдают аудиогиды с разными языками на выбор. 

Выгружаемся, охаем, ахаем, делаем пару кадров и двигаемся осматривать громадину. Лайфхак от меня, еврея в душе: экскурсия начинается со стартовой точки и двигается по часовой стрелке, я же рекомендую идти против часовой стрелки и слушать аудиогид с конца. Суть рассказа не меняется, а народу рядом с вами будет меньше, значит и шансов запилить фоточку для Instagram покруче гораздо больше. 

Честно говоря, об этом месте написано и сказано так много, что фантастического открытия от меня ждать не стоит. Пересказывать и копипастить из интернета, думаю, смысла нет — вы можете прочитать это все сами и решить для себя, что правда, а что вымысел. Писали о  Стоунхендже как о ритуальном храме друидов и связывали его с легендами кельтов, с астрономическим предназначением и местом для захоронений. Шептались даже, что хитроумные англичане выдумали этот комплекс специально для привлечения туристов, оставшись с разгромленной страной после войны. Были в этом музее под открытым небом и грандиозные реставрации, вызвавшие бурю скандалов и журналистских расследований — камни-то подменили! Да и фотографии, заполонившие сеть, свидетельствуют о том, что Стоунхендж ''совсем не торт'' — в нем мало первоначального, сакрально древнего. Пусть даже торчащая металлическая плита из-под одного валуна разбила в дребезги мою наивную детскую теорию о нереальной древности этого места. Но мне до сих пор хочется верить, что здесь хоть что-то осталось от тех, других людей...


НЕПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ

Говорят, это место обладает какой-то нереальной энергетикой, в нем сконцентрирована неизведанная сила, которая видимо и мешает до конца разгадать загадку Стоунхенджа. Но, положа руку на сердце, скажу, что я там ничего не почувствовала. Вот вообще не ёкнуло... Возможно, виновато огромное количество туристов, которых конвейером поставляют сюда. А может, все дело в невозможности прикоснуться к тем самым камням, будоражащим сознание миллионов. Ведь комплекс оцеплен по периметру, и самое ближайшее расстояние, с которого можно поглазеть, но не пощупать замшелую каменную поверхность, видевшую многое и многих, — 10 метров. Вот это прям разочарование века, ребят. 


Наверное, здесь круто побывать в день летнего солнцестояния. Говорят, зрелище просто фантастическое — когда солнце поднимается и сияет между камней. Но тусовочка тут обычно по 15-20 тысяч человек — никакой романтики и мистики. Хотя... Не нужна какая-то конкретная дата. Важно — ощущение и вопрос, сидящий внутри. Хочется оказаться здесь в последние минуты сумерек, чтобы встретить первые лучи рассвета, услышать песню ветра, плутующего сквозь щели и арки Стоунхенджа, встать в центре сооружения, закрыть глаза и осознать, что каждый вопрос имеет конкретный ответ. Наверное, именно этой магии мне и не хватило. Надо помнить, что индивидуальный тур и томные воздыхания у грубых древних булыжников — это как-то слишком лакшери для девочки из глухой деревни. А отлаженная система туризма и выкачивания денег из таких же любопытных, как и я, говорит нам, что никто и никогда не сможет прикоснуться к древнему и прекрасному. Хотя людей туда иногда все-таки пускают. Но видимо от такого ураганчика-разрушителя, как я, все перекрывают от греха подальше. А жаль... 


И если подводить итоги, то мне жаль, что не удалось побродить внутри руин. Гиды оправдываются — небезопасно, да и вандалов много, памятник надо охранять. Мне жаль, что размер камней оказался не таким массивным, как я себе представляла, а пейзаж трудно назвать киношным. Возможно, на рассвете или закате тут действительно полный крышеснос. Но мне ни капельки не жаль своего времени, денег и сил, потраченных для того, чтобы увидеть о то, о чем я так грезила двадцать лет назад. В конце концов, если Стоунхендж дошел до нас, построенный приблизительно три тысячи лет назад до нашей эры, то наши мечты однозначно не имеют срока годности! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...