20 января, 2017

ЛЮБОВЬ И СТРАХ: 7 МАГИЧЕСКИХ СИЛ МЮЗИКЛА ''МАСТЕР И МАРГАРИТА''

На что способен человек ради любви? Отказаться от всех благ? Слишком просто. Пойти за возлюбленным на край света? Так может каждый. Пожертвовать собой и отдать в руки дьявола, чтобы провести вечность с тем, кто знает истинную ценность любви? Мюзикл ''Мастер и Маргарита'', основанный на одноименном романе Михаила Булгакова, покушается на самую мистическую и трагическую историю любви, предлагая зрителям театра Мюзик-Холл новый вариант развития Воландовских событий.


Произведение Булгакова — роман-загадка, закрытый замком понимания и восприятия. Его нельзя сеть и прочитать, понять и сделать правильные выводы. До ''Мастера и Марагариты'' надо дорасти, что ли. Гуманитарный класс и филфак, несмотря на пышные метафоры и визуально красивый сериал Бортко, не дали лично мне должного стимула погрузиться в мир мистической Москвы и скорбного Ершалаима. Пробил час в год 125-летия Михаила Афанасьевича: откровение и боль, просачивающиеся сквозь каждое слово, сила любви и мощь трагедии веков, пропитавшие страницы мистического романа, открывались мне, когда я с жадностью читала книгу, зная, в общем, чем все закончится, но тайно надеясь, что все будет иначе... И это произошло. Но не на страницах романа, а на сцене театра Мюзик-Холл, где продюсерская компания Makers Lab с успехом демонстрирует историю столкновения людей и Сатаны, а также семь магических сил. 

Актерский состав

Как и любого большого мюзикла, у ''Мастера и Маргариты'' есть несколько составов. И что удивительно — каждый показывает своего персонажа абсолютно иначе, примеряя на себя общую канву образа. Подбор актеров и танцоров у Мюзик-Хола великолепный, но особенный восторг вызывают три главных героя. Неизменный и практически единственный в своем роде мессир Воланд, темный герой, которого играет Иван Ожогин. Статный, инфернальный, коварный с острыми чертами лица и длинными седыми волосами — абсолютное зло, меняющее лишь костюмы: с утонченных мужских до домашних и воинствующих. Обладатель узнаваемого тембра буквально гипнотизирует зрителей своим голосом, то убаюкивая шепотом, то выливая злобу, срываясь на высокие ноты. Образ, представленный Ожогиным, гармоничен — в нем нет ничего лишнего, это тот Воланд, который живет на страницах книги. Внешне спокойный, в чем-то надменный и страстный, но также, как и у Булгакова, он благородный разоблачитель, вскрывающий нравственность и социальные пороки общества. И будучи решительным в начале действия, в конце Воланд утомлен, возвращаясь в мир, где он обречен жить во мраке... без любви. Но об этом позже. 


Актер Антон Авдеев, знакомый мне по "Демону Онегина", в мюзикле "Мастер и Маргарита" представляется совсем иным. Да, артиста нельзя судить по одной роли, но то, как он трансформируется из безнадежного романтика Ленского в отчаянного человека и святого, мастерски лавируя между образами Мастера и Иешуа, вызывает восхищение. Герой Авдеева становится ярким противопоставлением темной сущности Воланда, представляя силу Света. 


Вера Свешникова убедительна и человечна в роли Маргариты. Почему человечна? Она не ведьма, с которой привыкли ассоциировать героиню романа, она отчаявшаяся женщина, готовая на все, чтобы ей вернули ее любовника, ее Мастера. Хрупкая и безнадежная Маргарита в исполнении Свешниковой в своих ариях выплескивает всю внутреннюю боль: с каким надрывом, буквально в слезах она поет "Нить", демонстрируя обнаженное сердце любящей женщины. Очень пронизывающе, эмоционально и до мурашек на коже.


Свидетели разоблачения

Зло вездесуще: оно везде, даже там, где не ждешь и о нем не думаешь. Оно наблюдает, оно рассуждает, оно анализирует и делает выводы. Воланд, прибывший в Москву, явился не для того, чтобы нести хаос и искушать людей, он лишь в очередной раз делает заключение, что «добро существует рядом со злом, а наказание — с состраданием...» Именно поэтому героя Ожогина можно чаще увидеть вне сцены: проходящего между рядов, внезапно возникающего на балконах. Он эффектно появляется и неожиданно исчезает. И кажется, что нет четких рамок действия, будто каждый зритель включен в процесс и находится под пристальным наблюдением зла.


И что весьма комично — у Булгакова "Варьете" — вымышленный театр, под которым автор подразумевал Мюзик-Холл. И в петербургском театре во время сеансов черной магии Воланда и его свиты тоже с потолка начинают падать червонцы. Магия, да и только. 

Риск и реалистичность

Makers Lab давно окрестили спецами по покушению на классику. Благо, у них это отлично и очень "вкусно" получается. В романе Булгакова есть несколько сцен, выходящих за грань советщицы, особенно остры споры о религии и боге, неприемлемые в царившем тогда атеизме. Именно поэтому роман долгое время считался запрещенным и чуть ли не мракобесным. Собственно, создатели мюзикла продолжают традицию автора "Мастера и Маргариты", только теперь они... рискуют и эпатируют. Религиозные сцены, которые большинство предпочитают опускать или обыгрывать в более мягком ключе, показаны со всей реалистичностью. Эмоциональный момент распятия Иешуа, как один из самых ключевых, наводит ужас и холодит кровь: мастерская игра вкупе с декорациями и молитвенной музыкой показывает всю трагедию человечности, представляя самую известную библейскую сцену максимально точно и пугающе. 


Рискуя наткнуться на возмущение, создатели пошли дальше, добавив сцену со снятием кожи с проклятой Фриды. Жутко. Так сильно, что даже Анастасия Макеева однажды обмолвилась, что чуть не вскричала от ужаса, когда увидела эту сцену во время исполнения роли Маргариты в одном из блоков. Создатели вообще не постеснялись как можно глубже капнуть в темное и запретное, чтобы показать мир Сатаны максимально холодным, уродливым, устрашающим, таким, что стынет кровь.


Волшебство трансформации 

Актеры с мощными голосами, красивые костюмы и мистическая история Булгакова — это хорошо, но мюзикл не был бы настолько прекрасным, если бы не задействованные 3D-технологии. Вот златоглавая Москва и парк на Патриках, следом — душный Ершалаим, а это стены Дома Скорби, нехорошая квартира и подвал Мастера... На глазах зрителей демонические декорации оживают и пылают огнем благодаря магии света и спецэффектам, а ситуации наслаиваются друг на друга, включая одно действие в другое, благодаря появляющемуся и исчезающему фронтальному экрану. И это больше похоже не на театральную постановку, а захватывающий фильм с магическим монтажом и иллюзиями, руководит которым, возможно, сам злой дух. 


Глобальные проблемы

Личное знакомство Маргариты с мессиром и его возможностями похоже на демонстрацию "болевых точек". Сцена с глобусом, кратко представленная в книге, в мюзикле имеет более глубокое значение: Воланд предлагает посвятить в тайны, что под запретом у Бога, а Маргарита открывает свою сострадающую сущность и нравственность. На заднем экране мелькает диафильм боевых действий — тонущий в слезах и боли мир. «Пусть будет жив наш мир, мессир!» - молит королева Марго, думая уже не о своей любви, а поднимая глобальную проблему мира — тему войны, прося у Сатаны спасения. Но спасение — участь Бога. Можно ли утверждать, что создатели мюзикла транслируют через сюжет прошлого века современные проблемы, заявляя, что виной всему ''земная страсть, и дана ей власть над строптивой волей'' — вопрос спорный, но возможный. Но очередное подтверждение вневременности произведения Булгакова доказано вновь.


Одиночество мрака

Непозволительную наглость, по словам некоторых зрителей, допустили режиссеры мюзикла, встраивая любовные треугольники, наделив Геллу чувствами к Воланду и пропустив разряд между темным лордом и Маргаритой. Влюбленный мессир? Сатана? Вы серьезно? Да, они серьезно! И в этом нет ничего провокационного или кощунственного. Еще литературовед Василий Новиков допустил, что Воланд, подобно Лермонтовскому Демону, возвращается в свой темный мир, где нет ни света, ни любви. Так было ли пришествие темной силы в Москву надзиранием за злом в людях? Или... «Ты могла бы быть со мной, скорбною женой, спутницей мессира» - прощается Воланд с Маргаритой, которая для него была не просто хозяйкой бала, женщиной с королевской кровью. Можно представить, что у Сатаны, у которого, кажется, и сердца нет, вспыхивает доселе невидимое чувство. Пытаясь свергнуть Бога, он натыкается на то, что, по завету Всевышнего, спасет всех — любовь. Исповедь Воланда: «Я так хотел владеть тобой, как грешною землей, чтоб стать сильнее Бога» - как яркое подтверждение. 


Смело? Довольно таки. Красиво? Очень. И эта связь не выглядит порочной или смешной, она будто бы необходима, чтобы показать контраст чувств и всю мощь любви, способной победить все что угодно. «С болью обручен, восстать обречен <...> Я ждал победного конца как царского венца, но мне не свергнуть Бога...» - заключает Воланд, признавая свое поражение. 

Непобедимая жертвенность 

Поступок Маргариты — известный литературный сюжет, когда человек продает душу дьяволу в обмен на свое желание. Ни в тексте, ни в мюзикле нет прямого указания на это действие, но существует намек и факт самопожертвования. «Но жертвенность твою не вырвать мне у Бога!» - восклицает Воланд, прощаясь с Марго. Поэтому если бы вариант с продажей души был раскрыт в полной мере, то Сатане не составило бы труда забрать с собой Маргариту и сделать ее скорбною женой. Но в этой женщине есть то, чего нет у тех, кто окружал Воланда, — та самая жертвенность, которая становится спасительной. 

Ее любовь, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера и подарили им вдвоем покой. И в романе, и в мюзикле Маргарита становится связующим звеном трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным соединения этих трех миров, где каждый занял свое место и установился миропорядок. Не будь в Марго силы жертвенности, кто знает, состоялось бы это все, завершился бы роман Мастера и понял бы Сатана, что нет ничего сильнее любви? 


Мюзикл "Мастер и Маргарита" — без сомнения, стоящая постановка, ажиотаж вокруг которой не утихает спустя два года после премьеры, а билеты на хорошие места достаются с большим трудом. И пусть все критики и почитатели Булгакова сходятся на том, что в мире еще нет ни одной достойной визуализации романа, лично мне кажется, что лучше всего прочитать книгу, посмотреть сериал Бортко, а после посетить мюзикл, чтобы испытать весь спектр чертовщины и долгое время напевать под нос увертюру и ключевые арии в какой-то невероятной и чарующей обработке, где соединяется классика, рок и терзающий душу хорал. Must visit и никаких других вариантов! Бронируйте билеты на ближайшие даты, чтобы насладиться этим действием и наградить себя долгоиграющими впечатлениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...