23 июня, 2016

ЭТЮДЫ НЕВЫ: САМЫЙ ПЕРВЫЙ И НЕЗАБЫВАЕМЫЙ

Мне часто пишут: «Юля, расскажи о своем Петербурге. Это так эмоционально... Это мотивирует...» И думаешь после — что ж в этом такого? Кому интересна история одной провинциалки, приехавшей в Петербург любить его и быть любимой им. Я часто рассказывала про переезд, но никогда про нашу первую встречу — это казалось скучным, а может, слишком интимным. Однако именно та встреча стала самой яркой, эмоциональной и судьбоносной. В этом году исполняется ровно пять лет, как я впервые прилетела в этот город и влюбилась в него безумной и невероятной любовью, такой, какая бывает, кажется, только в книжках...


У Петербурга, как и у любого города, есть своя карта, по которой ориентируются все. У одного известного английского сыщика, например, был свой особенный метод визуализации местности путем небольших зарисовок: соединяя каждые воспоминания и связи тонкой красной нитью, он находил ответы на свои вопросы. И самый первый вербальный этюд — уже такое далекое лето 2011 года, станция метро "Невский проспект" и воспоминания, навечно впечатавшиеся в память... 

Непривычно шумно и много людей — непривычно для провинциалки. Поток несет меня наверх, туда, не знаю, куда... Ни карты, ни навигатора в телефоне, ведь это была какая-то совершенно древняя модель, только напутствие: «Едь до Невского проспекта, а там разберешься!» Синяя ветка, несколько станций, выход на канал Грибоедова (почему-то мой филологический ум живо отреагировал на знакомую фамилию), шумный эскалатор и люди, люди, люди... Теплый ветер ударяется о кожу лица, а яркое солнце слепит глаза... Передо мной раскрывается историческое полотно — те картинки, которые раньше я видела только на открытках и на перекидном календаре, подаренный подругой. Казанский — первое место, которое я увидела, прибыв в сердце Петербурга, собор, навсегда повенчавший меня в главной любовью моей жизни — прекрасным градом на Неве. Цвет состаренной извести, собравшей в себя пыль веков, контрастный зеленый купол. Он был прямо передо мной — такой большой и масштабный, поражающий воображение. Ветер выхода метро толкает меня вперед, толпа подхватывает и несет. Казанский слева, а справа... тот самый Спас, известный всем как Спас на Крови. С разноцветными куполами, напоминающие сладкое безе, и расписными кирпичными стенами, больше похожими на пряничные. Ласкающий слух плеск канала, призыв прокатиться на кораблике — студентам со скидкой. Но Невский, главная артерия города, несет меня дальше, глубже, приготовив нечто особенное... 


Ни карты, ни понятия куда идти: просто шагаю по бурлящему тысячами туристов проспекту, успевая вертеть головой. Шелест фонтана у Казанского, три огромных панорамных окна Дома Мертенса, холодящие кровь восковые маски в окнах нежно-розового Строгановского дворца, и ''та самая Мойка'' с бликами солнца в мутных водах и глухим стоном булькающих монет — чтобы вернуться... Каждый шаг — восхищение, каждое мгновение — восторг и очарование, которое я бурным и бесконечным словарным потоком выхлестывала человеку на другом конце телефона: мне нужно было рассказать, что я вижу и слышу, поделиться своими эмоциями, ведь тут — историческое место, а там — открытая веранда какого-то кафе. Здесь много цветов, очень оживленное движение машин и бесконечный ритм — бродячие музыканты задают темп, подобный аллюру. 


Невский заканчивается, виляя вправо, поднимаю глаза — она. Дворцовая площадь. Не такая, какой я себе ее представляла, хоть и пролистала тысячи фотографий перед отъездом. Не такая, какой мне ее описывали друзья. Не такая, какой ее показывали в фильмах. Она другая — родная. Закрытый тогда еще лесами Главный штаб, по центру — колонна с ангелом, что устремил свой грустный взгляд куда-то вниз, зеленый Зимний с бело-золотой окантовкой. «Это она! Это она! Я вижу, я вижу ее, представляешь!» - на одной дыхании кричала я в телефон своему собеседнику, не в силах сдержать свой восторг. Так красиво, что хочется плакать от восторга — где бы я еще могла увидеть такое? Поворачиваю налево, в сторону Адмиралтейского проспекта. Сто метров, двести, а может, чуть больше, кто знает, я не сильна в математике и измерениях. Разящий сиянием золота и мрамора, защищенный армией ангелов, смотрящих внутрь тебя, хранящий множество воспоминаний былого грандиозный Исаакиевский собор... Потом много ступеней — 256 вверх и 256 вниз, но один невероятный и захватывающий панорамный вид всего города. На юге — Исаакиевская площадь, Астория, Англетер и памятник Николаю II. На западе — голубые купола Троице-Измайловского собора. На севере — спрятанный в густой зеленой растительности Медный Всадник, На востоке — та самая Дворцовая и острый шпиль Петропавловки. Это магия, не иначе. Ну нельзя быть прекрасным таким, нельзя! 


Дальше — пересечение Адмиралтейского, хрустящий под ногами щебень извилистых дорожек Александровского сада, мощеная площадь и ''гром-камень'' на Сенатской площади с покорившим его Всадником, заключенным в металл, что устремил свой взгляд куда-то далеко-далеко, вытянув руку. Попутный ветер Невы с кучерявыми волнами гонит вперед. Прямо, только прямо, до Дворцового моста, а после — на Ваську, к Ростральным колоннам, пылающим ягодным цветом на контрасте с серостью военно-морского музея и мутными водами неспокойной реки. Сидя у ее подножия на старых ступеньках, я слышала иностранную речь, грохот хрусталя и крики ''ГОРЬКО!'', бурление моторов лодок и азарт гонщиков гидроциклов. На горизонте золотом пылал ангел, охраняющий Петропавловский собор и покой монарших особ. Первый день, столько увиденного, ворох эмоций и впечатлений... Кто-то резко проносится впереди, а прохладная волна захлестывает меня и новое синее платье... Синий... Такой загадочный и красивый цвет... Синий обозначает непостижимые тайны, которые приготовил для меня Петербург. Мокрая? Да не беда. Игра слишком интересна... 


Как будто это было только вчера, я помню каждый свой шаг, совершенный в тот день, — 11 июля 2011 года, в тот самый день, когда я впервые оказалась в городе Санкт-Петербурге. Прошло немало лет, пройдено немало километров и увидено немало интересных мест, по которым так хочется провести других и наполнить их сердце тем самым трепетом и волнением, что наполняет меня каждый раз, стоит выйти на улицы Санкт-Петербурга… Иногда мне хочется вернуться в тот день, в 11 июля 2011 года, чтобы испытать все те эмоции заново, но потом я понимаю, что живя здесь уже более трех лет, каждый день я просыпаюсь с ощущением счастья внутри — я дома. И тот внутренний трепет юной провинциалки все еще жив внутри меня — наверное, это и есть та самая любовь, ради которой совершаются всякие сумасшествия… 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...